Подборка странных собеседований

Я писала этот текст специально для телеграм-канала, и собрала самые странные истории  со всех собеседований, на которых я когда-либо оказывалась (ну или до них не доходила – такое тоже было).
В итоге 70% историй получилось про Россию, и 30% – про собеседования в других странах. (warning – текст супер длинный)

Начало

У Габриэля Гарсиа Маркеса есть повесть “Вспоминая моих печальных шлюх” (и правда очень печальная, кстати). А сейчас будет что-то вроде “Вспоминая мои печальные собеседования”.

Я поняла, что я – тяжелый случай, когда мне пришлось искать списки вроде “самые популярные работодатели России”, чтобы вспомнить все компании, куда я когда-либо собеседовалась. Гран-при самой необычной компании, где я видела вакансию, занимает французский стартап Mister B&B – “Как Airbnb, который открывает мир для путешественников-геев”. Фраза была прямо в описании (я перечитала 3 раза).

Свидание =? собеседование

Один-единственный раз у меня было полное ощущение, что я на свидании. Это был малюсенький стартап, основатель которого назначил встречу в кафе напротив моего университета, явился в майке-алкоголичке и помятым “после самолета” и заказал мне апельсиновый сок. Потом как ни в чем не бывало он достал планшет и стал объяснять что-то про рекламные компании и как “зарплату платить пока можем в два раза меньше, зато возьмем в долю”.
Меня не покидало желание положить руку на его и глубоким голосом спросить: “Ну что, может теперь поговорим о вас?” Просто чтобы потестить его реакцию. Эх. Он перезвонил, но ничего у нас не вышло.

Сложный вопрос

Как-то я собеседовалась в FCMG компанию, довольно известную, и там было сразу два странных интервью. Одно было с молодой девушкой-эйчаром, которая как будто погуглила “самые частые вопросы” за пять минут до моего прихода, и задала их все. Достоинства и недостатки. Что видите через 5 лет. Расскажите о себе. Почему мы. Почему вы. Все ровным тоном, не проявляя интереса ни к чему. Второе интервью там же было с парнем – руководителем службы клиентской поддержки. Он спрашивал все вполне по существу, но в какой-то момент откинулся в кресле и спросил: “А вы вообще… любите людей, Ксения?” Я думала секунд двадцать и сказала “да”. Он, кажется, не поверил.

Оксфордский акцент

Есть такая тактика особенно отчаянных людей, которые ищут работу в стране, где никого не знают – ковровое бомбометание. Или “брать количеством”. Я применяла ее неоднократно (правда, с индийскими сокурсниками никогда не сравнюсь – те умудрялись подаваться в 150 мест за три недели). Этот подход плох тем, что велика вероятность того, что ты отправил свое резюме непонятно куда (в компанию по производству мыла, каннабиса, финансовую пирамиду, подпольный ку-клукс-клан. Если они сделают тебе визу, то это потрясающе, начинаешь карьеру в ку-клукс-клане без вопросов).
Так вот, среди прочих я подалась в средних размеров компанию, которая делала мобильные игры. Они написали и назначили телефонное интервью. Собеседовали меня два парня. У одного было Оксфордское образование и прекрасное, просто эталонное британское произношение. У другого – странный греческий акцент и “проглатывание букв”. Они почти сходу спросили, играю ли я. Я почти сходу ответила, что нет. Понятное дело, что все кончилось “мы вам перезвоним”.
На самом деле, понимать чужое произношение и акценты по телефону – сложно. Провалилась я, конечно, не из-за этого, но попадалась потом не раз. Как-то раз я так взяла трубку и не расслышала название компании. Стала рассказывать о себе, а, когда прилетел вопрос “Почему именно мы, Ксения?”, повисла неловкая пауза. То интервью я тоже не прошла. До сих пор не знаю, кто это был. Но есть три гипотезы!

Непроходимый ресепшен

Эта история кажется придуманной, но я могу подтвердить, что она случилась на самом деле. К сожалению. Интервью было утром, и я пришла заранее – офисное здание, ресепшен. Тут был первый сюрприз – меня просто не было в списках на проход. Ни в каких. Девушка на ресепшене делала вид, что меня не замечает, подходили другие посетители. Самым простым решением было позвонить эйчару, но ее телефон был в почте, а у меня тогда не было смартфона. И компьютера с собой не было тоже.
Время шло, никто не звонил и не спускался, видимо предположив, что я опаздываю или не пришла. В итоге мне было предложено позвонить по стационарному телефону, который стоял тут же на ресепшене, самой (!). Ок, сказала я. Только вот оказалось, что этот телефон – автоматический, и предлагает выбрать комбинацию цифр, чтобы поговорить с оператором, а потом ставит в очередь с “время ожидания – 20 минут”. Фейспалм.

С каменным лицом

Это было последнее интервью, и все предыдущие мне очень понравились. Как и сама компания. Женщина, которая вышла мне навстречу, была настоящей boss woman – лет сорока, с отличной фигурой, в прекрасно скроенном костюме с узкой юбкой, на шпильках и с укладкой. Но, когда я села напротив… Я внезапно поняла, что ее лицо выше линии рта не двигается вообще.
Это было нереально не заметить – кожа была натянута так, что глаза, казалось, не закрываются совсем, и в них как будто застыло “испуганное” выражение. Не знаю, что за хирург это делал, но она 100% не могла ни улыбнуться, ни поднять брови, ни мигнуть. Плюс рот двигался не так, как обычно – она открывала его немного вбок и вниз, как после анестезии у зубного врача.
До конца интервью я дошла (без понятия о том, что думает моя собеседница), но жуткий эффект помню до сих пор.

Про отбор в целом

Сейчас бесконечное количество этапов отбора, и иногда реально кажется, что достичь финиша – задача почти невозможная. Два самых “фейловых” лично для меня всегда были групповой ассессмент и видео интервью “в экран”. Групповой ассессмент – очень интересная штука, которая работает как мини реалити-шоу. Все выступают в роли подопытных кроликов, а “оцениватели” с досками выставляют баллы и пишут комментарии.
Люди ведут себя очень странно – я видела и откровенные попытки заглушить всех и взять на себя лидерство, и перетягивание инициативы, как каната, и разбивание на группировки, и нежелание слушать, и пассивную агрессию, и просто “отсебятину” на этапе презентации решения.
Вообще это простор для пассивной агрессии, потому что для этого есть все – сжатое время, острая конкуренция, желание выиграть, амбиции, иногда нехватка навыков или знаний.

Видео интервью “в экран” – это когда ты отвечаешь на вопросы, глядя в пустой экран, и твои ответы записываются. Иногда ты можешь переписать попытку, иногда нет. Не знаю, как Youtube блогеры это делают. Говорить со стеной как с человеком куда сложнее, чем кажется. А в записи тут все – и перекошенное лицо, и ужасный ракурс, и взгляд куда-то в сторону или вверх, как будто ты привираешь. Думаю, люди, которые хорошо проходят видео интервью в записи, могут попробовать себя в кинобизнесе. Смело можно стать следующим Хью Лори, который пробовался на Хауса то ли в ванной, то ли в туалете отеля.

“Все будет хорошо, я это знаю, знаю”

Мок интервью – очень полезная штука, когда ты отрабатываешь вопросы и ответы с кем-то, кто укажет тебе на твои недостатки. Это может быть и наставник по кейсам, и твой одногруппник, и бывший коллега. Во Франции я поступила проще – просто пошла на сайты upwork и italki и стала искать кого-нибудь, кто потренирует меня “по языку”. Первый – это биржа фрилансеров, которые выполнят любое задание на заказ. Второе – сайт для изучения иностранных языков и языкового обмена.
Вначале я сочла, что “партнером” может выступать кто угодно – я выдам список вопросов, а они выслушают и поправят грамматику. Поэтому выбирала по правилу левой руки – то есть смотрела только на стоимость.

По ту сторону экрана должен был быть “Жан, проведено 15 уроков, свободная языковая практика для вас”. В итоге там оказался мужчина неопределенного возраста в спортивном костюме с двумя полосками. 20 минут он меня слушал, а оставшиеся 40 – уверял, что с французским “все прекрасно” (не исправив ни одной ошибки), “нужно больше обаяния”, “вопросы это неважно, второстепенно, уверяю вас” и “у вас все получится, просто поверьте в себя”. Получился сеанс внушения. Супер. Вспоминаю с благодарностью.

Кто звонит в Алжир

Брейнтизеры на собеседованиях любят, и очень. (Это задачи на оценку чего-нибудь абстрактного, например машин на Садовом кольце красного цвета). Они как оружие о двух концах – можно здорово себя проявить, а можно безнадежно “потопить”, если считать с ошибками. Это было одно из первых интервью “вживую” в Париже, в маленькой консалтинговой компании, где офис очень напоминал квартиру – большой зал и несколько комнат.
Брейнтизер был интересный, про то, сколько минут разговоров “наговаривают” в Алжире в месяц. Как ни банально, но меня подвел французский – во-первых, я попыталась говорить слишком быстро, и мне приходилось “хватать” воздух ртом, потому что дыхания не хватало; во-вторых, на большой скорости речи нужные слова не приходят, и получаются паузы.
А смысловые ошибки были такие: – Не задала уточняющие вопросы с ходу (население, какие звонки – личные или бизнес, с каких телефонов) – Не было достаточно четкой структуры (от общего к частному)

Математика не нужна

Вакансия была довольно типичная, первый этап отбора – тест в офисе (причем не указано, компьютерный или нет). Потом два или три собеседования в один день, и сразу оффер в случае положительного ответа. Соблазнившись таким быстрым для Франции процессом отбора, я поехала на тест. Будет ли он по математике, английскому или еще чему-то, нам не сказали.
Это было Трокадеро, ждать возле офиса там было негде, и я присела на автобусной остановке, грустно смотря в пустоту. “Нет, математику так глубоко знать не обязательно”, – заверили нас и раздали листов по 10 каждому. – “Можете закончить когда угодно, наблюдения за вами не будет”.
Открыла задания… Сразу скажу – большей лжи (что математика не нужна) я еще не слышала. Без нее там можно было сразу встать и уйти, что одна девушка и сделала после 15 минут. До сих пор жалею, что не сфотографировала задания, но ничего подобного я не видела за всю историю своих собеседований. Это было на уровне экзаменов РЭШ. Там был вывод формулы бондов. Там были деривативы. Там была оптимизация гамильтониана, там было put-call parity, там возможно даже формула Блэка-Шоулза (вывод) была. Там была какая-то задача на прогрессии и сходимость рядов. И это я еще всего не помню.
Я час упорствовала, просто чтобы не уйти с позором. В итоге ушла с позором все равно, конечно – и испытываю к людям, которые работают в этой компании, просто невероятное уважение. Они ведь прошли через это.

Leave a comment